5 и 6 июня на базе Национального исследовательского Томского политехнического университета состоялась вторая сессия сетевой международной научно-практической конференции «Синергия-2018: Интегративная подготовка линейных инженеров для повышения производительности труда предприятий нефтегазохимической отрасли», инициатором и соорганизатором которой, как и в прошлые годы, выступил КНИТУ.
К работе сессии в Томске были подключены несколько вузов, а также дочерние общества ПАО «Газпром». Ее очными участниками стали более 70 человек из 20 российских и зарубежных (Индия, Китай, Финляндия, Испания) вузов и организаций, в том числе представители промышленных предприятий. Более 50 человек из 15 вузов участвовали в мероприятии дистанционно. Активное участие в работе сессии приняли ученые КНИТУ: с докладами в очной форме и в онлайн-режиме выступили преподаватели кафедр инженерной педагогики, методологии инженерной деятельности, правоведения, Института развития непрерывного образования, Института дополнительного профессионального образования КНИТУ.
Участников форума приветствовали проректор по образовательной деятельности ТПУ Александр Вагнер, президент Ассоциации инженерного образования России, руководитель учебно-научного центра «Организация и технологии высшего профессионального образования» ТПУ Юрий Похолков и Лауреано Хименес, профессор кафедры химических технологий Университета Рувира-и-Виржили (Таррагона, Каталония). В работе конференции очно и в онлайн-режиме также приняли участие специалисты в области инженерной педагогики из Краснодара, Омска, Казани, Сургута, Тамбова, Москвы.
С фундаментальными докладами выступили представители КНИТУ — и. о. директора Института дополнительного профессионального образования Мансур Галиханов и директор по реализации программ непрерывного образования Любовь Овсиенко.
Доклад профессора М.Ф.Галиханова, подготовленный в соавторстве с профессорами С.В.Юшко и В.В.Кондратьевым, был посвящён проблемам интегративной подготовки будущих инженеров к инновационной деятельности в условиях постиндустриальной экономики. Мансур Флоридович для начала охарактеризовал шестой технологический уклад, в который сейчас вступают развитые страны. Его признаками являются лидирующая роль надотраслевых технологий, так называемая NBIC-конвергенция, – объединение и синергетическое усиление достижений нано-, био-, информационных и когнитивных технологий, включая активное использование в промышленности суперкомпьютеров и «умных» технологий. В этих условиях качественную подготовку конкурентоспособных инженеров уже нельзя вести по старым лекалам четвёртого и пятого укладов. Но нельзя и подготовить инженера «впрок», заранее снабдив его набором нужных знаний и умений. Здесь, по мнению профессора Галиханова, на первый план выходит умение инженера действовать инновационно.
Докладчик проанализировал характеристики инновационной деятельности современного инженера, которая претерпевает сегодня большие изменения, раскрыл её структурные и функциональные компоненты, уровни развития и критерии оценки. Усиливается ее творческий характер, происходит интеграция инженерных функций и видов деятельности. Говоря об интегрированной подготовке будущих инженеров, он подчеркнул, что инженер должен обладать сегодня широким спектром компетенций, умением работать в междисциплинарных командах и проектах.
Глубокий типологический подход был продемонстрирован М.Ф. Галихановым при рассмотрении уровней роста инженера, от линейного, ответственного за работу первичного трудового коллектива, до социотехнического, который в состоянии не только разрабатывать новые техники и технологии, но и квалифицированно использовать подходы широкого спектра социально-гуманитарных наук, экологии, обладая при этом развитой этикой, эстетическим чутьём. «Сегодня нужна эффективная межпрофессиональная коммуникация, ориентация на потребности рынка»,– подчеркнул докладчик.
В качестве примера успешной работы с учётом изменений в мире техники и технологий докладчик привёл кафедру инноватики в химической технологии КНИТУ, активно применяющую междисциплинарный и практиоориентированный подход в подготовке выпускников.
Доклад Л.В.Овсиенко был посвящен созданию школы технологического наставничества. Любовь Васильевна обратила внимание аудитории на важность среднего профессионального образования в деле подготовки инженеров будущего. Уже сейчас не менее половины выпускники школ Татарстана после 9 класса выбирают учёбу в профессиональных образовательных организациях, этот тренд является универсальным и будет, как минимум, сохраняться. И то, чему научатся эти ребята перед тем, как идти на производство, и будет определять инженерную культуру уже в ближайшем будущем.
В условиях динамичного изменения рынка труда и профессий залогом успеха становится набор таких компетенций, как способность к коммуникации, кооперации, творческие и аналитические способности, а также позитивные социальные установки. Совершенно необходимы будущему инженеру цифровые, правовые, финансовые компетенции, но именно о них сейчас в сфере СПО заботятся недостаточно. На пороге – индивидуализация обучения, когда ученик, планируя свой образовательный проект, смотрит на преподавателя не как на уникальный источник знаний, а как на консультанта и навигатора. Необходимо прямо сейчас формировать сообщество педагогов, готовых работать по новым правилам.
Любовь Васильевна рассказала о созданной в КНИТУ «Школе технологического наставника» по подготовке будущей инженерной элиты. Это профильное сообщество преподавателей, которые обучают смешанные группы школьников и студентов проектной деятельности на базе метапредметности и практикоориентированности. Детские технопарки сети «Кванториум», технические клубы, проектные олимпиад, конкурсные и соревновательные проекты, которые реализует наш университет — вот примеры, которые, по мнению докладчика, адресно и успешно работают на формирование образовательной среды, способной ответить на жёсткие вызовы времени.
КНИТУ в реализации своих проектов не одинок, отметила Л. В. Овсиенко. У нас есть партнёры федерального уровня, заинтересованные в развитии кружкового движения школьников: в их числе Ассоциация стратегических инициатив и образовательный центр «Сириус». Большой интерес к этой работе проявляет и ПАО «Газпром». Любовь Васильевна призвала коллег из опорных вузов сообща продумать модель подготовки технонаставников, трансформировать предметные олимпиады «Газпрома» в проектные. Она также подчеркнула, что проектные команды успешны, когда в них работают и школьники, и студенты, и те, кто уже имеет опыт проектной деятельности, и кто лишь делает первые шаги.
В КНИТУ успешно стартовало движение студентов-техноволонтеров, которые помогают школьникам и одновременно учатся сами. «За ними будущее», — считает Овсиенко.
В докладах и выступлениях участников конференции были затронуты и другие аспекты современных технологий подготовки элитных специалистов. Говорили о рациональном сочетании научной работы и практики в процессе обучения, практикоориентированности обучения, особенностях подготовки специалистов для нефтегазовой отрасли, о роли профессионально-общественной аккредитации образовательных программ в повышении качества подготовки инженеров, рассматривали отечетсвенный и зарубежный опыт. Помимо секционных заседаний, в ходе конференции был организован круглый стол «Технология дуального образования при подготовке инженеров».
Следующая сессия международной сетевой конференции «Синергия» состоится уже в Казани, 5-6 сентября, когда в рамках Татарстанского нефтегазохимического форума будет проведена пленарная сессия и круглый стол на тему «Интегративная подготовка линейных инженеров для повышения производительности труда предприятий нефтегазохимической отрасли». Сессия будет посвящена вопросам подготовки рабочих кадров для нефтегазохимической отрасли (в связи с проведением в России в 2019 г. в Казани мирового чемпионата Worldskills) и проблемам роста производительности труда.